Репортаж с курсов повышения квалификации учителей по предмету «Русский язык» и « Русская литература» в рамках обновления содержания образования

       Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди,  способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, стойкие перед трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции, которые должны формироваться в течение всей жизни. Где взять таких профессионалов, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие государства? Разумеется, вырастить! Новое поколение казахстанских детей обладает большим потенциалом, который требует функциональной грамотности, сформированности конкурентоспособности, возможности стать новой социализированной личностью. Образовательные подходы в рамках обновленного содержания образования  больше ориентируются  на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умения, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Обновленные программы образования позволяют решить задачи адаптации и развития учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего  места в мире и среди людей.
       Чтобы  вырастить из наших детей конкурентоспособных специалистов, обеспечить качественное образование, учителя должны идти в ногу со временем, совершенствовать собственные знания, осваивать новые образовательные технологии.
       Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий. Все это существенно изменило требования к школьному обучению и профессиональной подготовке в вузах. Эффективность индивидуума определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения.
       Курсы повышения квалификации учителей – кузница педагогов новой формации. Здесь рядовой учитель, ещё вчера имеющий смутные знания об обновленной системе образования получает ясное представление, как научить подрастающее поколение добывать знания разными способами, как применять полученную информацию  в разных сферах жизни, анализировать полученные результаты и совершенствоваться в избранной деятельности.

              

       Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно-просветительского подхода, который показывает свою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования.
       Для того чтобы научить детей и научиться самим приобретать эти жизненные навыки, то есть готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях, мы получили возможность с 6 по 31 мая  2019 года расширить свои знания по  изучению обновленного содержания образования на курсах повышения квалификации учителей  русского языка и литературы, организованных филиалом  АО «НЦПК  «Өрлеу» ИПК ПРАО». Занятия проходят под руководством старшего преподавателя филиала филиала  АО «НЦПК  «Өрлеу» ИПК ПРАО» Ермухамедовой Жибек Ельдесовны, специалиста высокого профессионального уровня.

              

       Под её четким, грамотным руководством учителя вникают в содержание учебных программ и планов, осваивают новую терминологию , погружаются в теорию и применяют на практике стратегии обновленного содержания образования. Занятия начинаются с разных тематических разминок, способствующих активизации мышления учителей – слушателей, предоставляется четкий план, по которому будет проходить учебный день.
       Ежедневно в конце каждого тематического блока обучения проводится рефлексия, когда каждый педагог анализирует результаты осознания пройденного материала, выполняя задания с целью мониторинга достижений целей обучения.

              

       Отрабатывая основную цель – научиться  качественно составлять КСП , - учителя поэтапно, шаг за шагом осваивают, отрабатывают навык работы с учебной программой, учебными планами (ДСП,ССП). На  курсах обучение ведется в коллаборативной среде, основано на работе макро-  и микрогрупп; проводятся  ролевые игры, в которых каждый слушатель проживает определенную социальную роль и  в процессе обсуждения проблемых вопросов подбирает активные образовательные стратегии.
       Работая над изучением теоретического материала: видов мышления, речевой деятельности, стратегий обучения в коллаборативной среде, занимаясь микропреподаванием, учителя получают  бесценный опыт практической деятельности по внедрению Программы обновленного содержания образования по предметам «Русский язык» и «Русская литература».
       В ходе курсов слушатели не только реализуют поставленные перед собой цели, но и формулируют новые, необходимые для своего дальнейшего профессионального роста.

              

       Программа дает возможность учителю учитывать индивидуальные особенности детей, то есть осуществлять дифференцированный подход, детализировать формулирование целей урока (по принципу S.M.A.R.T); проводить формативное оценивание, которое обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс, а также проводить суммативное оценивание с целью получения информации об успеваемости ученика.
       Обновленная  программа позволяет формировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначости позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Основополагающий принцип  обновленной Программы - спиральность, который  позволяет в совокупности целей обучения,  даже самый сложный материал,  преподнести очень понятно.
       Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает  не «новое», а «в новое». Это метод, направленный  на развитие способности личности к самосовершенствованию, самостоятельнму поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Обновленная Программа большое внимание уделяет функциональной грамотности -  грамотности , которая даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и быть адаптированным в социуме.
       Наша система образования вступает в новую эпоху, а переход к чему-то новому всегда влечет за собой множество проблем.

              

              

       На текущих курсах повышения квалификации, с опорой на Программу обновленного содержания образования, главными принципами являются конкретность поставленных целей и высокая результативность обучения. Именно на курсах учителя получают необходимую методическую помощь, каждый берет для себя то, что, безусловно, поможет ему в дальнейшей работе.
       Именно абсолютная самоотдача  и высокий профессионализм тренера  Ермухамедовой  Жибек   Ельдесовны, её системный и четкий подход приводит группу к высоким результатам.  Хочется отметить, что доброжелательная обстановка и здоровая критика способствуют творческому и профессиональному росту педагогов. У каждого слушателя возникает понимание того, к чему  необходимо стремиться, каким нужно быть специалистом!

Слушатели курса повышения
квалификации учитель
по предмету русский язык и русская литература
в  школах с русским языком обучения.

3.jpg1.jpg2.jpg6.png5.png4.png