«Мир, в котором живут»

Рамазанова Н.К.,

старший преподаватель кафедры

«Воспитание и социализации личности»

 «Мир, в котором живут»

 «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными:

искусство воспитывать и искусство управлять» /И.Кант/



 

«Дом детского творчества» города  Сарканда  был преобразован в 1999 году,  является учреждением дополнительного образования. В системе районного отдела образования - это специализированное учебное заведение, в котором реализуется  образовательная программа по государственному стандарту.
  В настоящее время в Доме детского творчества,  директором,  которая является Жаркенова Алтын Бегимбаевна,  обучаются 997 учащихся в 8-и кружках: фортепиано, домбра, вокал-эстрада, изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, хореография, шахмат, шашки, из них 150 учащихся в филиале села Алмалы, который открылся в 2013-2014 учебном году.
     В ДДТ работают 20 преподавателей: 3 преподавателя – «Отличники образования РК». с высшим образованием – 13, со средне-специальным – 6, среднее-1. Высшую категорию имеют – 6  преподавателя. I категорию - 3, II категорию – 5. Десять ныне работающих преподавателей являются выпускниками Дома детского творчества.
  Администрация Дома детского творчества уделяет серьезное внимание самообразованию учителей и повышению квалификации. На данный период 15 учителей все прошли курсы повышения квалификации.  Педагогический коллектив работает согласно учебно-воспитательного плана,  устава  данного учреждения и работает над проблемой:«Взаимодействие и развитие познавательной деятельности между учителем, учеником и родителем».
 Дом детского творчества связан в своей деятельности со структурами областного, районного, городского акимата,  дома культуры, общеобразовательными школами, общественными объединениями и филиалом АО НЦПК «?рлеу» по Алматинской области.

 

Целью системы и деятельности Доме детского творчества является: обеспечить творческий, индивидуальный, демократический подход в управлении за развитием образовательного процесса в дополнительном образовании, в связи с этим создана образовательная модель системы работы дополнительного образования ДДТ. В целях максимального предоставления возможностей для раскрытия всего лучшего, заключенного в ребенке, для воспитания культуры поведения, культуры  зрительской, культуры общения, педагогами Дома детского творчества создается культурная среда с помощью образовательной программы. Образовательная программа развивается в направлении широкого охвата различных культурных сфер.
Цель программы: Приобщение воспитанников к ценностям национальной казахской и мировой культуры.
Основные задачи:
  1. Формирование общей культуры у детей.
  2. Активизация познавательных интересов детей.
  3. Реализация творческих способностей детей.
Основные направления:
1.“Познавай и учись”.
2.“Учись и твори”.
3.“Твори и совершенствуйся”.
  Основным принципом взаимодействия Дома детского творчества с другими образовательными учреждениями, государственными и общественными организациями и объединениями является сотрудничество, основанное на взаимной заинтересованности.
Дом детского творчества заинтересован:
  1. Повысить статус воспитанника Дома детского творчества, чтобы школьные педагоги  воспитанника видели результаты, его занятий в системе дополнительного образования.
  2. Пропагандировать возможности Дома детского творчества.
 
В Доме детского творчества созданы все условия для полного удовлетворения населения в образовательных по эстетическому воспитанию и обучению учащихся. ДДТ обеспечивает   образовательный уровень, основанный на принципах общей доступности. Реализуется образовательная программа через взаимодействие и организацию трех структур «учитель-родитель-ученик» и направлена на полную реализацию творческих способностей. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», говорил О.Бальзак, поэтому  целью методической работы: является непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их компетентности и эрудиций, в области учебного предмета и методики его преподавания.  Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогическая обоснованная цель. Исходя из сформированных идей и принципов цель воспитательной системы - личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Внеурочная деятельность реализуется в 2-х уровнях: общественно-полезная и досуговая, которая неразрывно связано с воспитательной системой. Система ДО в ДДТ функционирует круглосуточно и позволяет показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса /урочного и внеурочного / развития творческой деятельности.                                                                                                                   
Реализация проблемы «Развитие творческого потенциала» осуществляется пошагово от планирования творческой деятельности, реализации и анализа результата (через анкитирование, диагностирование, исследование). Преподаватели ДДТ работают по 10-ти авторским программам, которые были апробированым в течении 5-ти лет, утвержденные АОМКДИ, по которым работаем в данное  время. Опыт педагогических инноваций, авторских программ и учителей – новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. В качестве основы используется педагогические технологии, педагоги широко применяют элементы игровых технологий по Б.П.Никитина, групповых технологий по В.К.Дьяченко, технологий  индивидуализации по А.С.Границкой, В.Д.Шадрикова.                                                                                                     Так в хоре: для работы над правильным дыханием использует технологию – дыхание на свечи.
Фортепиано: работа над аккомпаниментом, используется игра в сопровождении вокала.
Аккордеон: при работе над звукоизвлечением в старших классах -использует технологию обучения-разновидность меховых приёмов игры-меховое тремолло.
Хореография: работа над дробью в народных танцах с выстукиванием ног в 3-х разделах по разным позициям с движением рук.
Шахматы: работа над логическим мышлением учащихся с применением диаграмм и комбинаций с учётом возрастных категорий.
Домбра: для быстрого владения инструментов, работают  по цифровой методике,  применяют  пение с домброй и работают над исполнением терме и тол?ау.
Декаротивно-прикладное искусство: в технологии аппликация -использует разноцветные гаммы с многообразным применением накладывания в разных композициях.
Изобразительное искусство: использует различные современные графические техники, а также одну из них – технику гратаж.                              
Творческий потенциал ученика и учителя реализуется через участие в Международных,  Республиканских, реогиональных, областных и других конкурсах.

                                                                                                                                                                                                                                                                       
В 2013 году Алаколском районе  в г. Учарале был проведен День культуры районов, где учащиеся и учителя Дома детского творчества приняли активное участие. Преподаватели З.К.Атабаева, Г.М.Мукашева награждены грамотой «?аза?стан ?лемге ашса есігін - ауылымен болар алтын бесігім» заместитель районного акима Маманбаев ?.?.
Директор Дома Детского творчества Жаркенова А.Б.  на районном мероприятии Дня учителя получила  звание «Почетный гражданин района».
А так же преподаватель хореографического  кружка Ахметкалиева Ш.А награждена грамотой «Елімізді? басты байлы?ы-жас ?рпа??а біліммен т?рбие берудегі е?бегі ?шін» районного акима.
В этом году  выпустили книгу, изданием Алматинского Областного института усовершенствования «?рлеу», в которую входят: авторские программы и методические работы учителей Дома детского творчества.
А также другими достижениями в разных номинациях и жанрах искусства.
Работа Дома детского творчества освещалась  в  Республиканском журнале “Білім-кілті – ключ -знаний” и  газетах “Жетысу”, “Огни Алатау”, “Сар?ан”. Выступления учашихся в конкурсах освещалось по телевидению на каналах «Хабар», «Казахстан», «Еларна», «Жетысу». Выпущено 3 книги о ДДТ, достижения учителей и учащихся представлены в 3-х Республиканских  изданиях и в 7-и областных каталогах.                                                                     Весь процесс реализации образовательной программы проходит свое логическое завершение на этапе рефлексии в различных видах исследования (анкетирование родителей, диагностику учителей, определение общего эмоционального фона родителей, учителей, учащихся.
В Послании Президента Н.А.Назарбаева Народу Казахстан «Казахстан на пороге нового рывка, вперед в своем развитии» говорится: «...Сейчас настала пора оптимизации сферы культуры, то есть в создании условий, при которых наши таланты могут иметь достойный уровень жизни, за счет своей творческой деятельности», и я, желаю работникам дополнительного образования - поиска, творческих успехов и высоких достижений.
5.png6.png3.jpg4.png1.jpg2.jpg